Театр драматический


Театр драматический

Театр драматический. Первые попытки организации государственного публичного театра в Петербурге предприняты в начале XVIII в. В 1711—16 шли публичные спектакли в театре, организованном сестрой Петра I царевной Натальей Алексеевной. В 1723—24 в Петербурге давала представления приглашённая Петром I из Праги труппа И. Эккенберга, для которой было выстроено театральное здание на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. В 1730—40-х гг. при дворе выступали зарубежные труппы. На их спектакли широкая публика не допускалась. В конце 1740-х гг. создан любительский театр в Сухопутном шляхетном корпусе; в 1750 кадетами сыграна трагедия А. П. Сумарокова «Хорев». В феврале 1752 в столице играла ярославская труппа Ф. Г. Волкова. Часть труппы была оставлена в Петербурге для прохождения общего курса наук в Шляхетном корпусе и обучения театральному искусству. В 1756 указом императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге учреждён Русский театр для представления трагедий и комедий — первый государственный публичный театр в России. В 1759 театр переведён на положение придворного и до 1783 давал спектакли преимущественно для дворянской публики; репертуар был в основном классицистским.

В 1779 в Петербурге создан Вольный российский театр — частный публичный театр К. Книппера, в котором ставились драмы, комедии, комические оперы. В 1780 на его сцене впервые сыгран «Бригадир» Д. И. Фонвизина и в 1782 — «Недоросль».

В 1783 введён новый порядок работы придворной труппы, она начала давать платные представления в только что построенном Каменном (Большом) театре и в перешедшем в казну театре Книппера (который стал называться Малым). Ставились трагедии и комедии Сумарокова, Я. Б. Княжнина, П. А. Плавилыцикова, В. В. Капниста, комические оперы. В конце XVIII в. в Петербурге играли Плавильщиков, Я. Е. Шушерин, А. М. Крутицкий, С. Н. Сандунов. В 1794 на петербургской сцене дебютировал А. С. Яковлев, в 1803 — Е. С. Семёнова, выступавшие в преромантических трагедиях В. А. Озерова.

Традиции классицизма, который на протяжении всего XVIII в. оставался основным направлением в петербургском театре, были достаточно сильны и в первой половине XIX в. В 1830-х гг. корифеем столичной труппы стал В. А. Каратыгин, актёр виртуозной техники, сочетавший в своём творчестве классицистические и романтические тенденции. Однако пьесы эпохи классицизма уже исчезли из репертуара; на сцене утвердилась романтическая драма, мелодрама и водевиль, потребовавшие существенного изменения принципов актёрской игры. Любимцами публики были водевильные актёры В. Н. Асенкова и Н. О. Дюр. Значительное влияние на труппу оказывал И. И. Сосницкий, стремившийся к реалистичной обрисовке характеров.

В 1832 спектакли императорской труппы перенесены в новое театральное здание, выстроенное по проекту архитектора К. И. Росси. Петербургский императорский театр стал называться Александрийским театром. В 1831 в Петербурге впервые сыграна комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова, в 1836 — «Ревизор», в 1842 — «Женитьба» Н. В. Гоголя, поставившие перед труппой проблему ансамбля. 1840—50-е гг. были периодом формирования реалистического направления в сценическом искусстве. В репертуар Александрийского театра вошли пьесы И. С. Тургенева, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина. Одним из крупнейших актёров этого периода был А. Е. Мартынов, воплотивший в своём творчестве принципы «натуральной школы»; заметное место в труппе заняли В. В. Самойлов, А. М. Максимов, П. А. Каратыгин, сестры Самойловы, Ф. А. Снеткова, Ю. Н. Линская. В 1860—70-х гг. основным исполнителем драматических ролей стал П. В. Васильев; в 1880—90-х гг. на Александрийской сцене выступали П. А. Стрепетова, М. В. Дальский, В. Ф. Комиссаржевская. В 1857 в труппу была принята В. В. Стрельская, в 1870-х гг. в театре дебютировали М. Г. Савина, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов. Вокруг них на рубеже XIX и XX вв. фактически сложилась новая труппа, в которую вступили В. П. Далматов, Ю. М. Юрьев, В. М. Мичурина-Самойлова и др. В репертуар театра вошли пьесы А. П. Чехова, Г. Ибсена.

В 1882 указом Александра III отменена монополия императорских театров на сценические представления. Однако лишь в 1895 в Петербурге возник первый прочно укоренившийся серьёзный частный театр, который возглавил А. С. Суворин (см. театр Литературно-художественного общества). В 1901 актриса Л. Б. Яворская открыла в Петербурге свой Новый театр. С 1911 в Петербурге работал Театр К. Н. Незлобина. Появлялись многочисленные театры «лёгкого жанра», рассчитанные на коммерческий успех.

В 1903 при Лиговском народном доме создан Общедоступный театр. В 1905 его руководитель П. П. Гайдебуров и Н. Ф. Скарская основали обращённый к демократической аудитории Передвижной театр, в котором шли постановки классики и новой драмы — Чехова, Ибсена, Г. Гауптмана.

В 1904 открылся театр Комиссаржевской, ставивший пьесы М. Горького, Чехова, Ибсена, А. Стриндберга. В 1906 на пост главного режиссера театра приглашён В. Э. Мейерхольд, разрабатывавший принципы «условного театра», связанного с эстетикой символизма. Воспротивившись диктатуре режиссёра, Комиссаржевская потребовала его ухода из театра. Мейерхольда сменили Ф. Ф. Комиссаржевский и Н. Н. Евреинов; ориентация репертуара на символистскую драму была сохранена, но театр больше не поднялся до уровня художественных открытий Мейерхольда; в 1909 он был закрыт. В Петербурге возникли многочисленные экспериментальные театры, студии, артистические кабаре («Бродячая собака», «Привал комедиантов»), театры миниатюр (в том числе знаменитое «Кривое зеркало» А. Р. Кугеля). В 1907—08 и 1911—12 в Петербурге работал Старинный театр Евреинова и Н. В. Дризена. В 1913 «Первый в мире футуристов театр» показал трагедию В. В. Маяковского «Владимир Маяковский» и оперу А. Е. Кручёных и М. В. Матюшина «Победа над солнцем» в оформлении К. С. Малевича.

В 1908 главным режиссёром Александрийского театра был назначен Мейерхольд. Выдвинутая им программа «театрального традиционализма» нашла поддержку у актёров молодого поколения, впоследствии режиссёр добился творческого контакта с Варламовым и Савиной. Премьера «Маскарада» М. Ю. Лермонтова в постановке Мейерхольда состоялась накануне Февральской революции. Спектакль, в котором возникал образ обречённой на гибель пышной империи, как бы подвёл итоги дореволюционного развития петербургского театра.

Февральская революция выдвинула лозунг независимости, нейтральности и автономии театра. Была отменена цензура. Встал вопрос об изменении системы управления государственными (бывшие императорские) театрами, труппа Александрийского театра пыталась утвердить принципы самоуправления. Для защиты интересов актёров частных театров создан «Профессиональный союз петроградских сценических деятелей». Был образован Центральный комитет пролетарской культурно-просветительной организаций (Пролеткульт), в 1920-х гг. ставший одной из главных сил преобразования художественной жизни.

После Октябрьской революции театры были отнесены к ведению Народного комиссариата просвещения, который возглавлял А. В. Луначарский. Утверждённый в 1919 «Декрет об объединении театрального дела» упорядочил структуру государственного руководства театром. В Петербурге спектакли для рабочих и солдат давались бесплатно; был создан военно-театральный комитет по обслуживанию фронта. Устраивались массовые празднества, во время которых тысячами участников разыгрывались историко-революционные инсценировки (например, в 1920 «Мистерия освобождённого труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего дворца»). В постановке инсценировок принимали участие крупнейшие режиссёры Петербурга — Н. В. Петров, С. Э. Радлов, К. А. Марджанов, Евреинов и др., в оформлении улиц и площадей — художники Н. И. Альтман, Ю. П. Анненков.

При поддержке Петроградского театрального отдела возникали новые театры: «Театр трагедии» Юрьева (1918), Большой драматический театр (БДТ, 1919), Театр народной комедии Радлова (1920) и др. В городе работала Арена Пролеткульта, которой руководил А. А. Мгебров.

Первая половина 1920-х гг. отмечена многочисленными постановками экспрессионистской драмы: шли пьесы Г. Кайзера, Э. Толлера и др. С середины 1920-х гг. всё большее место в репертуаре театров стали занимать новые советской пьесы. В БДТ ставились драмы Б. А. Лавренёва. На сцене Государственного театра драмы (так с 1920 называется бывший Александрийский театр) советского драматургию утверждал режиссёр Петров, в какой-то мере воспринявший идейные и творческие принципы РАПП, ставивший пьесы Вс. В. Иванова, Б. С. Ромашова, В. М. Киршона, Е. Г. Яновского, А. Н. Афиногенова.

В 1924 в Петрограде открылся Красный театр, в 1925 — Театр рабочей молодёжи. С 1922 давал спектакли Театр юных зрителей. Его основатель и руководитель А. А. Брянцев разрабатывал форму спектакля-игры, рассчитанного на детское восприятие.

В труппу БДТ в 1930-х гг. входили Н. Ф. Монахов, К. В. Скоробогатов, А. И. Лариков, В. П. Полицеймако, О. Г. Казико и др. Театр ставил пьесы М. Горького, Н. Ф. Погодина и др. В Государственном театре драмы шли постановки русской классики («Лес» А. Н. Островского, 1936, режиссер В. П. Кожич, и др.), пьесы советских драматургов на исторические темы. Ведущее положение в труппе занимали Б. А. Горин-Горяйнов, Е. П. Корчагина-Александровская, Н. К. Симонов, Б. А. Бабочкин, А. Ф. Борисов, В. В. Меркурьев, Н. К. Черкасов.

На общем фоне ленинградских спектаклей резко выделялись постановки Театра комедии, которым руководил Н. П. Акимов, ставивший в основном классические русские и зарубежные комедии, а также современные пьесы разнообразных комических жанров. Близким режиссёру драматургом был Е. Л. Шварц. В театре сложился сильный актёрский ансамбль: Э. П. Гарин, И. П. Гошева, Л. П. Сухаревская, Б. М. Тенин, Е. В. Юнгер и др. Острота пластических решений, предлагавшихся Акимовым, была необычной для 1930-х гг. — в эти годы шла постепенная унификация театрального процесса.

В 1933 в Ленинграде открыт Новый театр (с 1953 Театр имени Ленсовета), в 1936 — Театр имени Ленинского комсомола (первый главный режиссер Кожич).

В годы Великой Отечественной войны ленинградские театры работали в эвакуации; многие актёры стали участниками фронтовых театральных бригад. В осаждённом городе в 1942 создан Блокадный театр (с 1959 Театр имени В. Ф. Комиссаржевской), в 1944 открылся Малый драматический театр (МДТ). В послевоенные годы «теория бесконфликтности», «равнение» на МХАТ всех творческих коллективов, «борьба с космополитизмом» губительным образом сказывались на идейном и художественном уровне спектаклей. Поблекли постановки БДТ. В 1949 Акимов смещён с должности художественного руководитель театра комедии. В Государственном театре драмы лишь немногие спектакли Вивьена и Кожича («Живой труп» Л. Н. Толстого с Симоновым в роли Протасова, 1950) достигали подлинной психологической глубины.

Перемены в жизни страны, наметившиеся с середины 1950-х гг., дали театрам новый творческий импульс. Искусство освобождалось от навязанных ему шаблонов. Трагические и романтические спектакли, поставленные в Государственном театре драмы Вивьеном в последние десять лет его жизни («На дне» М. Горького, 1956; «Бег» М. А. Булгакова, 1958; «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, 1962), в полной мере проявили своеобразие творческой личности режиссёра, тяготевшего к «театральности высокого стиля». В 1955 вернулся в Театр комедии Акимов, в первой половине 1950-х гг. работавший в театре имени Ленсовета (постановки «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1952, «Дело» Сухово-Кобылина, 1954).

В середине 1950-х гг. в число ведущих режиссёров Ленинграда выдвинулся Г. А. Товстоногов. В 1950—56 он был главным режиссером театра имени Ленинского комсомола, где ставил лирико-героические, публицистические спектакли («Дорогой бессмертия» по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлей на шее», 1951, и др.). Одним из самых значительных спектаклей 1950-х гг. стала «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского, постановка в Государственном театре драмы (1955). В 1956 Товстоногов возглавил БДТ. Под его руководством в театре сформировался слаженный, сильный актёрский ансамбль, в который вошли Е. З. Копелян, Л. И. Макарова, В. И. Стржельчик, Т. В. Доронина, З. М. Шарко, К. Ю. Лавров, П. Б. Луспекаев, С. Ю. Юрский, И. М. Смоктуновский, О. В. Басилашвили, О. И. Борисов и др. Направление поисков режиссёра и театра определял общественный климат конца 1950-х — начале 60-х гг. Острое чувство современности, присущее Товстоногову, проявлялось и в спектаклях по пьесам А. Н. Арбузова, В. С. Розова, А. М. Володина, и в постановках классики («Идиот» по Достоевскому, 1957; «Варвары», 1959, и «Мещане», 1966, М. Горького; «Горе от ума» Грибоедова, 1962; «Три сестры» Чехова, 1965).

Театр 1960-х гг., стремившийся к публицистической открытости, прямому диалогу со зрителем, обращался к традициям сценического искусства 1920-х гг., широко использовал условные, метафорические приёмы. На сцене ленинградских театров в это время впервые были поставлены пьесы Б. Брехта.

В репертуаре 1970-х гг. «производственная драма» (пьесы И. М. Дворецкого, А. И. Гельмана) соседствовала с инсценировками «деревенской прозы», высокая классика — с мьюзиклом. Ярким проявлением духа времени стал спектакль БДТ «История лошади» (по «Холстомеру» Л. Н. Толстого, 1975). В Ленинграде шли «музыкально организованные» постановки И. П. Владимирова (с 1961 главный режиссер театра имени Ленсовета), в которых играли А. Б. Фрейндлих, М. С. Боярский; историко-публицистические и лирико-философские постановки Р. С. Агамирзяна (с 1966 главный режиссер театра имени Комиссаржевской); психологически углублённые спектакли Г. М. Опоркова (с 1970 главный режиссер театра имени Ленинского комсомола); публицистические постановки И. О. Горбачёва (с 1975 художественный руководитель Государственного театра драмы). Создавались новые театры: «Эксперимент», Молодёжный театр, театр-студия «Время».

Событием в театральной жизни Ленинграда на рубеже 1970—80-х гг. стали постановки Л. А. Додина — «Братья и сестры» (Учебный театр ЛГИТМиК, 1979) и «Дом» (МДТ, 1980) по Ф. А. Абрамову, «Кроткая» по Достоевскому (БДТ, 1981). После того, как в 1983 Додин возглавил МДТ, театр выдвинулся на одно из первых мест в Ленинграде. В труппе театра: Т. Б. Шестакова, Н. В. Акимова, С. С. Бехтерев, Н. Г. Лавров, П. М. Семак и др. Среди постановок: «Братья и сестры» (1985), «Звёзды на утреннем небе» А. М. Галина (1987).

После смерти Товстоногова художественным руководитель БДТ стал К. Ю. Лавров.

Ныне в Ленинграде работают 12 драматических театров, 3 театра кукол; открылись театры-студии («Театр реального искусства», «Театр абсурда», «Приют комедиантов», салон-театр «Санкт-Петербург» и др.). Большая часть актёров, режиссёров и другие.гих театральных деятелей Ленинграда — выпускники ЛГИТМиК. Значительную роль в театральной жизни города играет Ленинградская организация Союза театральных деятелей РСФСР.

Литература:
История советского театра, т. 1, Л., 1933;
История советского драматического театра, т. 1—6, М., 1966—71;
История русского драматического театра, т. 1—7, М., 1977—87;
Петровская И., Театр и зритель российских столиц. 1895—1917, Л., 1990.


Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1992.